блог ЁРД. ноябрь 2017
Аналитика как предчувствие
Аналитика как предчувствие. Корпоративный рынок обучения и развития ждет мобилизация
В конце прошлого года мы провели независимое аналитическое исследование рынка обучения и развития. Смотрели Россию, Китай и США. В трех разрезах: ожидания по рынку корпоративного обучения и развития в целом; по рынку очного обучения и по рынку e-learning.

Основные выводы:
Объем рынка корпоративного обучения будет расти, компании во всем мире готовы инвестировать в обучение. Большинство существующих исследований на эту тему говорят, что компания, инвестирующая в обучение и развитие, имеет на 46% больше вероятности войти в число лидеров рынка.
При этом стоимость обучения на одного сотрудника будет падать. В США, например, средние расходы на обучение одного сотрудника крупной корпорации упали за последние два года с 1100$ до 700$. И тенденция будет продолжаться.
Очное обучение
На рынке очного обучения ожидается небольшой спад – что кажется логичным в связи с развитием онлайн-обучения.
E-learning
На рынке e-learning наметились два вектора. Первый показывает, что рост выручки будет незначительным и только в корпоративном сегменте. Вторая прогноз обещает существенное падение прибыльности - за пять лет на 15% в США, на 25% в Китае.
Таким образом аналитика показывает, что внутренний клиент HR - менеджмент готов платить, ему необходимо обучение и развитие сотрудников. Но клиент считает, что точечным обучением уже не обойтись. Требуется тотальное и при этом недорогое обучение в пересчете на одного сотрудника. Обязательной при этом является эффективность, не для галочки как в прошлые годы.
Классические инструменты не удовлетворяют этим условиям – тренинг и очное обучение в целом эффективны, но все же непозволительно дороги, если говорить об охвате 15 тысяч сотрудников. Причем главные затраты - это не гонорар тренеров или зарплаты HR специалистов, а скрытые затраты на логистику и организацию, стоимость времени обучаемых.
E-learning очень дешев, в пересчете на обучаемого, но мало эффективен. Люди не хотят учиться, читая немного усовершенствованные презентации, не хотят разбираться в материале без преподавателя. Печальная статистика MOOC курсов – не более 6% учеников доходят до конца. Я не хочу сказать, что e-learning не нужен, есть много хороших кейсов, где он действительно работает. Но в глобальном смысле e-learning не стал волшебной палочкой, он занял свою нишу.
Люди будут учиться через мобильные гаджеты. Они ждут и готовы к этому. Не исключение сотрудники корпораций, которым в первую очередь нужен мобильный формат. Такая форма обучения отвечает на современный вызов сверхзанятости и высокой стоимости рабочего времени.
Общий вывод аналитики – рынок предчувствует и ждет нового движения, и кажется это будет Next Big Thing. Что же это будет?
На мой взгляд, все очевидно – достаточно выйти на улицу, или зайти в офис, или посмотреть на людей в любом другом месте. Вы обнаружите, что люди не расстаются со своими смартфонами и используют их все активнее.
Люди будут учиться через мобильные гаджеты. Они ждут и готовы к этому. Не исключение сотрудники корпораций, которым в первую очередь нужен мобильный формат. Такая форма обучения отвечает на современный вызов сверхзанятости и высокой стоимости рабочего времени.
Таким образом открывается новый большой сегмент – мобильное обучение, объем рынка которого будет сравним с традиционным e-learning и очным обучением. Первые успешные кейсы уже есть: обучение с помощью чат-ботов, микровидео курсы, sms-тренинг. В ближайшие годы, а возможно уже в следующем году, этот рынок продемонстрирует взрывной рост.
Так что, если вы профессионал рынка корпоративного обучения и развития – HR специалист, тренер-консультант или разработчик e-learning курсов – рекомендую начать экспериментировать с мобильным обучением уже сегодня. Хотя, как говорил Уильям Эдвард Деминг «Вы можете не меняться – выживание не является обязанностью».


Дмитрий Буталов