блог ЁРД. октябрь 2017
HR в ритейле 2017-2018
Статья Генерального директора и соучредителя компании ЁРД / YORD Дмитрия Буталова подготовлена совместно с независимой аналитической группой подготовил посвящена HR тенденциям в ритейле 2017-2017 годов. Материал подготовлен на основе реализованных проектов ЁРД в сегменте FMCG и Бытовой Техники и Электроники.
Краткая справка о развитии ритейла в сфере FMCG
Кризис 2015–2016 годов сильнее всего затронул отрасли, связанные с потреблением. За 2 года оборот розничной торговли сократился на 15%, достигнув показателей 2010-2011 годов.
В 2017 году аналитики прогнозировали небольшой рост рынка розничной торговли. Но даже до докризисного темпа пока далеко – в ближайшие несколько лет рынок будет расти максимум на 2-3%.


На падающем рынке лучше всего себя чувствовали крупные сетевые игроки: несмотря на законодательные ограничения и постоянное давление ФАС, они продолжают увеличивать долю на рынке и довели ее до 27,3% по итогам 2016 г. Если данная тенденция сохранится по итогу этого года, доля сетевых игроков на рынке продовольственной розницы достигнет 40% к 2020 году:
В 2015-2016 г. выручка крупнейших сетей растет в первую очередь за счет развития магазинов в форматах «дискаунтер» и «магазин у дома». Операторы гипермаркетов и супермаркетов в 2016 году росли гораздо медленнее, чем топ-10 игроков в целом (исключения составляют «Лента» и Globus).
Планы крупнейших игроков выглядят следующим образом: практически все представители топ-10 планируют открыть в текущем году не меньше магазинов, чем в прошлом году, и собираются запускать новые форматы и проекты.
Крупнейший игрок на рынке, X5 Retail Group, запланировал не только открыть 2000 магазинов в 2017 году, но и принять участие в модернизации и открытии кооперативных магазинов Центрального союза потребительских обществ и за 3 года запустить еще 1000 магазинов под брендом «КООП-Пятерочка».
«Магнит» продолжает обновлять дискаунтеры (к концу 2017 года они планируют обновить 34% магазинов) и открыть не менее 2740 магазинов, 1700 из которых – дискаунтеры «Магнит». Сохраняется вероятность, что «Магнит» займется и аптечным бизнесом – в начале февраля на аптечном форуме об интересе «Магнита» к аптечному ритейлу говорили особенно много.
Дальнейшее расширение сети гипермаркетов и супермаркетов планирует и «Ашан» - развитие сети и формата «магазины у дома» (под брендом «Мой Ашан»), а также сеть магазинов косметики Lillapois Beauty.
На развитие «магазинов у дома» ставит и другой оператор крупноформатных магазинов Metro Cash & Carry – в сети планируют в ближайшие годы увеличить число франчайзинговых магазинов «Фасоль» до нескольких тысяч.
В планах «Дикси» 2017 год открытие 180 магазинов. Также сети начала обновление магазинов в формате «у дома» и дискаунтеров.
«Лента» – крупнейший (по площади) оператор гипермаркетов в России – продолжит наращивать собственную сеть (в планах компании открыть 30 гипермаркетов и 50 супермаркетов), а также стать третьим по выручке ритейлером к 2020 году.
В «Окей групп» сосредоточатся на развитии формата дискаунтер – сопоставимые продажи жесткого дискаунтера «Да!» в 2016 году составили рекордные 64%. В 2017 году откроется не менее 35 таких магазинов.

Краткая справка о развитии ритейла в сфере БТиЭ

Потребительский сектор продолжает в 2017 году тенденцию плавного сокращения оборота. С 2015 года по текущий момент наблюдается стагнация. Позитивная динамика продаж присутствует главным образом в онлайн-канале.
Ключевым трендом последних двух лет на рынке непродовольственного ритейла стала его интенсивная консолидация. Группа «Сафмар», уже владевшая сетью «Техносила», купила торговую сеть «Эльдорадо» и сеть «М.Видео», объединяя тем самым крупнейшие и наиболее успешные ритейлеров на рынке.

Спрос базируется на покупках техники «по необходимости», востребованы новинки в сегменте «телеком», но при этом спонтанных покупок стало значительно меньше, чем два-три года назад.
Ряд ритейлеров заявляют о том, что делают ставку на комплексное предложение товаров для геймеров - как специализированной техники, так и аксессуаров и даже одежды с символикой профессиональных команд геймеров.
Рост продаж в некоторых сегментах продемонстрировать практически невозможно, поэтому все чаще в качестве KPI устанавливается рост доли рынка. Из других, наиболее распространенных сейчас KPI можно отметить сокращение издержек, снижение текучести, повышение лояльности клиентов и уровня сервиса.
Учитывая данные тенденции и опыт сотрудничества ЁРД в 2017 году с компаниями Оптоклуб Ряды, Юлмарт, RD Electronics, Азбука Вкуса, Улыбка Радуги и других мы наблюдаем, что несмотря на стагнацию спроса по рынку в целом, отрасль продолжает интенсивное развитие. Сильные и активные игроки не останавливаются в трансформациях, в том числе пытаясь найти выигрышные, более эффективные организационные модели – и преуспевают в этом, увеличивая свою долю рынка.
Тенденции развития HR направления в ритейле
• При первом взгляде на рынок может показаться, что активность его стала меньше. Однако, как и раньше это позиции в основном закрытые. В большинстве случаев речь идет о поиске замены действующим сотрудникам.
• В ряде компаний «заморожен» рекрутмент на уровне мидл-менеджмента. На место уволившегося человека не берут или приостанавливают набор нового сотрудника. Руководители перераспределяют обязанности между коллегами. На уровне топ-менеджмента по-прежнему открыто достаточно большое количество вакансий.
• Отмечается сдвиг процентного соотношения количества вакансий от российских и зарубежных компаний. Традиционно, работе их количество было примерно равным. На данный момент около 80% запросов исходят от российского бизнеса.
• Присутствует и дефицит кадров среди специалистов высокой квалификации, на уровне топ-менеджмента также отмечается высокая доля вакансий.
• Всё больше компаний, и российских в том числе, нанимают специалистов по работе с молодежью. Чтобы грамотно выстраивать коммуникации с поколением Y, пытаются наладить систему работы по их выращиванию и интеграции. Требует внимания система удержания таких сотрудников, которые буду привносить в бизнес новые идеи, нетрадиционные подходы и говорить с покупателем на одном языке.
• Компании стремятся удерживать сотрудников. Проводят тестирования и оценку удовлетворенности условиями, выявляют степень лояльности сотрудников. Например, показатель текучести в М.Видео составляет на данный момент 29%, при прежних 80% два года назад.
• Ритейлеры готовы инвестировать в сотрудников, повышая уровень их квалификации и вовлеченности и создавая благоприятную атмосферу для работы. Набирает оборот популярность ежегодных инновационных сессий с сотрудниками и последующим развитием лучших идей.
• И, наконец, самая последняя тенденция – у компаний появился реальный запрос на инновационные решения в HR, готовность делать нестандартные проекты: использовать технологичные решения в найме, мобильное обучение и бизнес-квесты, автоматизировать все типовые процессы, экспериментировать с новыми технологиями, включая VR&AR, Big Data, AI, роботов.
Учитывая данные тенденции и опыт сотрудничества ЁРД в 2017 году с компаниями Оптоклуб Ряды, Юлмарт, RD Electronics, Азбука Вкуса, Улыбка Радуги и других мы наблюдаем, что несмотря на стагнацию спроса по рынку в целом, отрасль продолжает интенсивное развитие. Сильные и активные игроки не останавливаются в трансформациях, в том числе пытаясь найти выигрышные, более эффективные организационные модели – и преуспевают в этом, увеличивая свою долю рынка.

Похоже, что ближайшие два года будут очень интересными и насыщенными для профессионалов отрасли. Успешных нам с вами, коллеги, проектов!
Дмитрий Буталов
Похоже, что ближайшие два года будут очень интересными и насыщенными для профессионалов отрасли. Успешных нам с вами, коллеги, проектов!

Дмитрий Буталов